26 сентября 2016 14:56
Руководитель Российской кластерной обсерватории ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Евгений Куценко представил результаты исследования кластерных инициатив в России на 56-м Конгрессе Европейской ассоциации региональной науки (ERSA-2016), проходившем в августе в Венском университете экономики и бизнеса (WU, Австрия).
Подробные результаты исследования будут опубликованы в журнале Foresight.
Ниже представлены ключевые тезисы презентации «The evolution of cluster initiatives in Russia: the impacts of policy, life-time, proximity and innovative environment» (авторы: Евгений Куценко, Екатерина Исланкина, Василий Абашкин).
Гипотезы
В последние не полные десять лет в России появились более сотни кластерных инициатив: одни — сами, другие — под влиянием федеральной политики. Какая-то часть их уже успела исчезнуть, большинство только оформились, и будущее их пока под вопросом.
Собрав всю информацию о кластерных инициативах начиная с 2008 года, исследователи Российской кластерной обсерватории задались вопросом, а что влияет на количество и качество кластерных инициатив в регионах? Можно ли утверждать, что именно усилия государства приводят к появлению кластерных инициатив и их дальнейшему развитию? Либо влияние оказывают другие факторы, например:
Данные
Авторы исследования опирались главным образом на три базы данных (БД):
Оценка качества кластерных инициатив
При оценке были использованы два показателя Карты кластеров России: средняя численность занятых в организациях-участниках и уровень организационного развития кластерной инициативы (варианты: начальный, средний или высокий).
Для проверки гипотез исследования эксперты выделили 27 ИТК — победителей конкурса, поддерживаемых Минэкономразвития России. Сравнение значений их количественных и качественных показателей с аналогичными значениями остальных кластерных инициатив либо исключение данных по ИТК из расчетов позволило оценить влияние государственной политики на развитие кластерных инициатив.
Результаты исследования
Федеральная политика (в данном случае — программа поддержки пилотных инновационных территориальных кластеров) оказывает значительное влияние на количество и качество кластерных инициатив. Наблюдались такие следствия:
На появление кластерных инициатив влияет фактор соседства с регионами, где кластеры возникли ранее:
Длительность существования кластерной инициативы неоднозначно влияет на ее качество. Предположение о том, что более зрелые кластеры являются и более сильными, справедливо только в отношении кластерных инициатив, получивших бюджетное финансирование.
Уровень инновационного развития региона тесно связан с количеством кластерных инициатив. При этом их качество не зависит от региона базирования.
Выводы и рекомендации
1. Есть достаточные основания полагать, что программа поддержки ИТК стимулирует появление новых кластерных инициатив, способствуя тем самым преодолению сетевых (координационных, системных) провалов рынка.
2. Даже в условиях ограниченных финансовых возможностей кластерная политика должна оставаться в фокусе внимания государства. Федеральная поддержка выражается не только в предоставлении финансирования, но и легитимации региональных инициатив и политик.
3. На количество и качество кластерных инициатив влияют также эффект соседства и общий уровень инновационного развития регионов России. Для преодоления «системных» провалов рынка требуется соответствующая «системная» политика. Упрощение инновационного ландшафта может оказаться не лучшей стратегией поддержки инноваций в регионах на уровне государства.
Источник: http://cluster.hse.ru/news/2228/
Рассказать друзьям
Другие новости
20 ноября 2024 10:10
6 ноября 2024 11:08
30 октября 2024 10:53